Верховный Суд подтвердил право турагентств взимать комиссию за билеты

Турагентства, занимающиеся реализацией билетов, вправе взимать плату за сервисные услуги – такую оценку озвучил Верховный Суд. Вроде бы очевидный вопрос дошел до Верховного Суда не просто так: это право на комиссию у турагентств попытались отнять чиновники Роспотребнадзора. В результате турагентству, к которому предъявили претензии чиновники, пришлось дойти в поисках правды до самого Верховного Суда... Впрочем, как отмечают опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперты-юристы, наибольшую сложность для турфирм представляет собой «борьба» с агентской комиссией со стороны крупных поставщиков услуг.

Суть дела, которое рассматривал Верховный Суд, состояла в том, что читинское агентство «Авиаэкспресс» занималось деятельностью по продаже билетов на поезда «Федеральной пассажирской компании» внутри России, в страны СНГ и Прибалтики. При этом за билет сверх установленного перевозчиком тарифа компания взимала сбор в размере 300 рублей. Информация о комиссии доводилась до каждого потенциального пассажира. Однако против турагентства выступил Роспотребнадзор, расценив такие действия как обман покупателя. По факту нарушения прав потребителей на «Авиаэкспресс» был наложен административный штраф в размере 20 тысяч рублей.

Однако турагентство не смирилось со столь вольной трактовкой закона со стороны чиновников Роспотребнадзора. Тем не менее, следующая инстанция - Арбитражный суд Забайкальского края поддержал выводы надзорного органа, придя к выводу, что коммерческое агентство незаконно осуществляло «возмездную деятельность по оформлению договоров перевозки на железнодорожном транспорте, в то время как в соответствии с законодательством оказание такой услуги осуществляется бесплатно, так как не имеет потребительской ценности».

Турфирма подала апелляцию, и Апелляционная Коллегия не усмотрела обмана покупателя, так как компания надлежащим образом извещала каждого клиента о стоимости спорной услуги, которая оплачивалась по отдельной квитанции. Служители Фемиды констатировали, что будущий пассажир имел право выбора, в том числе мог приобрести билет непосредственно у перевозчика: «Потребитель, обращаясь к тому или иному продавцу, руководствуется в том числе комфортностью получения данной услуги, удаленностью нахождения продавца билетов от потребителя, наличием очереди, наличием дополнительных услуг, удобным графиком расписания работы и тому подобное. Данные услуги не имеют материального выражения, но имеют нематериальную составляющую и в связи с этим определенную стоимость. На её уплату потребитель соглашается в случае, если его удовлетворяют указанные критерии. Административный орган не установил, что потребитель, приобретая проездные документы, не получил названных благ», – констатировал суд, отменяя штраф.

В надзорной жалобе Роспотребнадзор не смог опровергнуть факт предоставления пассажиру дополнительной услуги, оплаченной им в добровольном порядке. Поэтому Верховный суд России подтвердил законность и обоснованность принятого в пользу агентства решения.

Юристы, специализирующиеся на туристическом рынке, расценили это решение как очень актуальное. «Решение Верховного суда – это, безусловно, благо. Нам очень не хватает свободы договора – повсюду ограничения и жесткие рамки – бизнесу трудно развиваться в таких условиях. Абсолютно очевидно, что за более комфортный способ получения услуги может и должна взиматься плата. В этом суть агентского или посреднического бизнеса», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Байбородин, глава ю/к Александра Байбородина. При этом эксперт отметил, что претензии от туристов и иных потребителей по поводу слишком высокой цены, турагентства периодически получают, так как туристы приобретают одну и ту же услугу по разным ценам, а затем узнают об этом друг от друга.

«К счастью, такие претензии и иски обычно решаются в пользу турфирм. Аргумент судов и юристов простой – клиент согласился с ценой, получил то, за что оплатил, а значит его права не нарушены. Статья 421 ГК РФ позволяет сторонам самостоятельно определять условия договора», - отметил Александр Байбородин.

При этом эксперт отметил, что в современном турбизнесе существует еще один уровень проблемы: «Иногда наценку на билеты запрещает турагентствам делать не закон, а сами крупные поставщики-монополисты. И вот это уже большая проблема – найти какие-то рычаги воздействия на них достаточно трудно», - резюмировал Александр Байбородин.

Источник: www.tourprom.ru



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Еще материалы по теме