Запредельно высокие цены на входные билеты в музеи Владимира и Суздаля, фактически вводящие имущественный ценз туристам для посещения памятников отечественной истории, стали предметом разбирательства в УФАС после жалобы, поданной рядом туроператоров. Помимо резкого удорожания, музеи ещё и «уравняли» цены для туристов организованных групп и «частников». Как подчеркивают туроператоры, вопрос не только в росте цен, но и в категорическом нежелании представителей «культурной сферы» выслушать позицию турбизнеса... Более того, в местных СМИ с подачи «музейщиков» попытались выставить туроператоров «алчными коммерсантами», желающими сверхприбылей, хотя на поверку, похоже, всё наоборот... В итоге поднявшие цены музеи могут лишиться 30-35% турпотока – туроператоры начали постепенно переориентировать свои программы на маршруты с более вменяемыми ценами.
Напомни, что в 2018 году вход в большинство музеев Владимира и Суздаля подорожал на 40-50% для «самостоятельных» туристов, а для туроператорских групп этот рост оказался ещё выше – в 2.5 раза. Например, со 100 до 150 рублей подняли цену такие достопримечательности Владимира, как Успенский собор, Дмитриевский собор, Золотые ворота и т.д. В Суздале цены вообще стали запредельными: например, вход в суздальские музеи Кремля − 350 рублей, в Спасо-Евфимиев монастырь − 400 рублей.
Как пояснили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперты, знакомые с реалиями финансирования музейной сферы, инициатива поднятия цен, скорее всего, исходила от местного Министерства культуры, и объясняется урезанным финансированием музеев из бюджета. «Так как речь идет о музеях-заповедниках муниципального или федерального подчинения, то цены на билеты самостоятельно они не назначают. Это делает собственник имущества – скорее всего местное управление культуры», - отметил Георгий Мохов, член правления РСТ, ранее курировавший департамент туризма в Министерстве культуры Московской области. Соответственно, ситуация упирается в очередное «денег нет» - музеям просто урезали финансирование, и туроператоры в этом вопросе оказались крайними.
Руководство музея озвучило свою версию причины повышения цен: ежегодно Министерством культуры музею-заповеднику устанавливается целевой показатель по росту внебюджетных доходов. В 2017 году план по росту доходов был равен 20,2%, это около 35 миллионов рублей. На 2018 году музей должен дополнительно заработать 30 миллионов рублей.
В целом подъем цен сам по себе не катастрофичен – в среднем на 50 рублей, хотя в процентах это выглядит страшнее, отмечают туроператоры, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ». «Но тут главная проблема в том, что все последние годы туроператоры как оптовики платили музеям по специальным оптовым ценам, которые теперь сравнялись с розничными», - отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Эксперт обозначил главную причину такого роста цен: у «музейщиков» в последнее время растет турпоток частных клиентов, поэтому именно на них и было решено делать основную ставку. «Договориться, к сожалению, не получается, поэтому побеждает сильнейший, а сильнейший тот, кто является монополистом», - пояснил Сергей Ромашкин.
Туроператоры, инициировавшие жалобу в ФАС, подчеркивают, что в положение музея войти могут. Возмущают больше не цены, а необъективный подход «учреждений культуры к туррынку». «Ситуация складывалась так – мы подали в УФАС жалобу не на само повышение цен, а на необоснованный подход к ценам для организованных групп. Логика музея направлена на частного туриста: в том же Суздальском музее-заповеднике раньше за каждый вход была плата по 60 рублей – и в сам Кремль, и на каждую из его экспозиций. Сейчас же все эти входные билеты объединили, сделав единой цену в 300 рублей. С точки частного клиента это выгодно, хотя при условии посещения всех экспозиций, что не всем надо», - рассказала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Елена Соловьева, гендиректор турфирмы «Русь». Однако специфика экскурсионных туров по Суздалю и экскурсий во Владимире вносит свои коррективы. «Есть исторически сложившиеся программы объектов показа. Например, в Суздале – это Музей деревянного зодчества, Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь. Иностранные туристы, которых мы возим, не могут осмотреть все экспозиции каждого из этих объектов – у нас просто нет на это времени. В итоге за четыре объекта мы вынуждены платить по 300 рублей за каждый, причем большинство входящих в эти билеты экспозиций наши туристы не посещают, т.е. фактически деньги платятся за не предоставленные услуги», - рассказала Елена Соловьева. Скидка для туроператоров, которую предоставляют «музейщики», эту сумму уменьшает – но всего до 960 рублей, что в целом ситуацию не спасает.
«В итоге у нас появились дополнительные расходы по 1200 рублей на человека только по Суздалю, а ещё есть Владимир, где также всё подорожало. И стоимость тура вырастает минимум на 1500 рублей, притом что раньше подобный тур в базовом варианте стоил 5800 рублей, т.е. удорожание достигает 25%, а цена тура переваливает за 7 тысяч. Согласно нашим анализам порог востребованности подобных туров лежит на границе 6 тысяч рублей, и если цена превышает эту планку, туристы такой турпродукт практически перестают покупать», - пояснила Елена Соловьева.
Собеседник отдельно подчеркнула основную проблему – представители музеев воспринимают противоположную сторону как «алчных коммерсантов», зарабатывающих сверхприбыли: местной прессе они заявили, что турбизнес делает «накрутку» на цене музея до 70%. Проведенные расчеты показали, что «накрутку» музей посчитал из всего остатка цены тура, из которой вычли отель, питание, проживание и транспорт. «Остаток в сумме примерно 2’200 рублей они посчитали исключительно нашей прибылью в качестве накрутки на цены музея. То есть, по их мнению, у туроператоров собственных расходов нет – мы не платим ни персоналу, ни за рекламу и продвижение, не страхуемся в «Турпомощи» и т.д. – только получаем сверхприбыли», - сыронизировала Елена Соловьева.
Примечательно, что в неофициальных разговорах музеи признались, что теперь предпочитают ориентироваться на «дорогих» частников, которые по статистике приносят музеям до 75% туристов. Однако, как отметила эксперт, эта статистика лукава, так как считается по проданным билетам. Соответственно, групповой билет по безналичному расчету считается за единицу, а один частный турист, посетивший четыре экспозиции – за четыре единицы. Более того, туристы, приехавшие с группой, однако в свободное время решившие осмотреть другие экспозиции, также оказываются в категории «самостоятельных» клиентов.
Тем не менее, проиграв тяжбу в УФАС, турфирма «Русь» не планирует сдаваться перед зарвавшимися музеями, предлагая последовать своему примеру другим туроператорам. «Продолжать судиться мы не планируем. Скорее всего, мы последуем совету наших партнеров. Например, наши коллеги из Тайваня, увидевшие новые цены, предложили нам поменять программу – на Сергиев Посад, Ярославль или Кострому, где также подняты цены, но в рамках инфляции – на 5-7%», - отметила Елена Соловьева. По словам эксперта, плавное перераспределение турпотока уже идет и будет продолжаться не меньше года. «Мы оставим Суздаль т.к. это ключевая точка Золотого Кольца, но удешевим программу, включив в неё только Кремль. Но при учете того, что для туроператоров музеи Суздаля практически сравнялись в цене с Эрмитажем и Русским музеем, спрос на которые, безусловно, выше, а доступность – больше, плоды такой политики будут однозначны. По нашим оценкам спрос на эти музеи Суздаля и Владимира упадёт на 30-35%», - отметила Елена Соловьева.
«Нам бы хотелось от власти, от музейного сообщества в целом и Владимиро-Суздальского музея в частности большего понимания специфики туроператорского бизнеса, вдумчивого отношения. Мы стараемся помогать и поддерживать наших коллег, и когда нашу позицию совершенно не готовы слышать – нас это не устраивает», - резюмировал Сергей Ромашкин.
P.S. Если у вашей турфирмы есть собственный сайт, то вы можете бесплатно улучшить его контент, разместив наши виджеты по ТОП достопримечательностям городов Золотого Кольца:
Источник: www.tourprom.ru