Список регионов-лидеров оказался весьма предсказуем — у Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана есть огромные финансовые ресурсы, чтобы развивать туризм, а в Краснодарском крае благоприятный для отдыха климат. А вот тем субъектам, где показатели развития туризма также отмечены как высокие, нередко приходилось проявлять изобретательность, чтобы привлечь туристов, ведь финансовые возможности у них гораздо скромнее. Власти Свердловской области не только готовятся к Чемпионату мира по футболу 2018, но и последовательно выполняют задачу, которую поставил глава региона Евгений Куйвашев, — развивают туризм. В течение 2017 года объекты туристического показа регионального значения Среднего Урала посетили более 800 тысяч человек. Высокие показатели посещаемости этих объектов связаны и с повышением доступности информации о туристических ресурсах области. Кроме того, правительство региона регулярно выделает субсидии малому бизнесу и муниципалитетам, которые заинтересованы в развитии малого туризма. Так, например, пять муниципалитетов получили 10,2 миллиона рублей на обустройство территории популярных объектов туристского показа, включенных в экскурсионные программы туроператоров. Предприниматели, развивающие туризм, получили 3,5 миллиона, кроме того, бизнес может рассчитывать на кредиты под невысокий процент. В течение 2017 года частными инвесторами введены в эксплуатацию шесть новых объектов туристской инфраструктуры. «Появление этих объектов позволило увеличить номерной фонд на 60 номеров, создать 100 новых рабочих мест», — говорит министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова. Помимо этого в минувшем году в Свердловской области появился брендовый многодневный туристский маршрут «Самоцветные истории Урала». Он был составлен с учетом мнения экспертного сообщества и рекомендаций Минкульта РФ. Планируется, что в 2018 году в Свердловской области пройдет 135 событийных туристических мероприятий. В живописныйАлтайский край на отдых приехали более двух миллионов человек, причем около 300 тысяч из них — иностранцы. То есть, за 12 лет количество туристов, которые здесь побывали, увеличилось практически в четыре раза. В настоящее время в туристической отрасли региона функционируют 986 туристических предприятий, из которых 730 — это коллективные средства размещения, детские оздоровительные лагеря и сельские «зеленые» дома. Также в Алтайском крае работают около 220 компаний и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туризма. Эта сфера развивается преимущественно за счет местной и федеральной программ. Причем инвесторы охотно приходят на помощь государству — по словам главы Алтайского края Александра Карлина, на каждый бюджетный рубль приходится по два рубля от инвесторов. В основном деньги вкладываются в крупные объекты: это особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», кластеры «Белокуриха», «Барнаул — горнозаводской город», автокластер «Золотые ворота». К сожалению есть и ложка дегтя – ростутуристической привлекательности Алтайского края мешают многочисленные конфликты внутри региона. Так, например, местные жители протестовали против строительства ТЦ на месте сереброплавильного завода, управделами губернатора Алексей Белобородов был отстранен от должности за превышение должностных полномочий и множество других проблем, которые могут отталкивать потенциальных инвесторов в туристический бизнес. Усилия властей Тульской области по развитию туризма также уже принесли свои плоды — согласно статистике поисковика Яндекс, регион вошел в Топ-10 наиболее популярных (согласно истории запросов интернет-поисковика Яндекс). В 2017 году Тульскую область посетили 650 тысяч туристов, то есть, турпоток показал более чем 12-процентный рост. Ранее количество туристов, посещающих Тулу и другие населенные пункты субъекта, в среднем увеличивалось на 5-6% в год. Очевидно, что рост этого показателя в два раза обусловлен объективными факторами. Мощный толчок развитию туризма был дан именно в 2017 году. «В этом году будет завершен проект, инициированный губернатором Алексеем Дюминым, — Тульская набережная, которая станет ядром туристической инфраструктуры и новым центром туристического притяжения», — рассказал председатель комитета Тульской области по развитию туризма Владимир Аллахвердов. В декабре в области прошел форум «PROДвижение», который объединил свыше 600 представителей органов исполнительной власти из 20 регионов России, представителей музейного и научного сообщества, туроператоров и турагентов, рестораторов и отельеров, ведущих экспертов в сфере маркетинга. Профессионалы обсудили продвижение продуктов для развития въездного туризма и способы, с помощью которых бизнес может помочь в этом. Губернатор области Алексей Дюмин также поручил Комитету по туризму разработать пакет дополнительных мер, которые могут помочь туристическому бизнесу в регионе. Большое количество гостей удалось привлечь с помощью событийного туризма. Помимо уже известных фестивалей «Толстой Weekend», Дикая мята» и «Театральный дворик» была запущена площадка «Среднерусская возвышенность». Заработали специальные программы и маршруты в рамках промышленного туризма и агротуризма. Особое внимание власти уделяют Тульским гастрономическим брендам. Например, в Туле есть гастротур «Попробуй Тулу на вкус», который пользуется большой популярностью. Можно отметить, что традиционное лакомство региона – тульский пряник становится международным брендом. По инициативе и при поддержке Алексея Дюмина Тульский пряник был включен в бортовое меню «Аэрофлота», ассортимент сувениров на ЧМ-2018, а также посетил «Дом спорта» в олимпийском Канныне. Вологодская область обоснованно пользуется большой популярностью у туристов, поскольку у региона богатейшее культурно-историческое наследие. В Вологодской области почти 800 памятников, которые имеют огромное значение с точки зрения истории, культуры и архитектуры. Кроме памятников культуры в регионе есть иактивно развивается теплоходный туризм.Благодаря уникальному географическому расположению региона — из Череповца, «порта пяти морей», можно отправиться по воде в Астрахань, на острова Кижи и Валаам, а можно просто прокатиться в комфортабельном теплоходе и полюбоваться красотами природы.
Родина Деда Мороза, Великий Устюг, также находится в Вологодской области. Сюда стекаются туристы со всей России, и приезжают иностранцы дабы раскрыть тайну отличия Деда Мороза от Санты Клауса. Также власти региона стараются развивать набирающий популярность санаторно-курортный туризм. «Тема непростая, потому что это единственный вид туризма, который находится на грани между здравоохранением и туризмом как таковым. Санаторно-курортный туризм – одно из преимуществ, которое мы пока не используем в полном объеме. У нас нет теплого моря, но у нас есть другие природно-климатические факторы, которые позволяют оздоравливать население. Это медицинская база, климат, наличие целебных вод, возможности разных видов терапии», — пояснял ранее замгубернатора Вологодской области Олег Васильев. Как говорят эксперты, повышение туристической привлекательности регионов — во многом заслуга властей на местах. Но это далеко не единственный секрет успеха. «Как говорится, один в поле — не воин. Конечно, во-первых, нужна грамотная активная команда; во-вторых, нужны шикарные артефакты и истории, вокруг которых выстраивается и бренд, и туризм; в-третьих, нужны инвестиции в инфраструктуру и в сами туристические объекты или события. На«ровном» месте без денег и без артефактов, к сожалению, даже будучи гениальным, много не сделаешь», — говорит ректор ВСЭИ Владимир Сизов. Он привел в пример Кировскую область, региональный центр которой ранее назывался Вяткой, а не Кировом. По словам Сизова, возвращение городу его исторического названия — это первый шаг к тому, чтобы создать узнаваемый бренд «Вятка», причем практически бесплатный. По некоторым оценкам, это стоило бы примерно 12 миллионов рублей. Со временем бренд Вятки стал бы узнаваем, что в конечном итоге привело к росту посещаемости города туристами, а это — положительный эффект для экономики региона. Таким образом, кропотливая работа над брендами регионов, сохранение их истории — главные направления, которые позволяют повысить туристическую привлекательность того или иного уголка нашей страны.
Источник: www.tourprom.ru