Монреальская конвенция в действии: на какие компенсации теперь рассчитывать туристам?

27 мая в России наконец-то вступили в силу ранее принятые поправки в Воздушный кодекс РФ о присоединении нашей страны к Монреальской конвенции. И тут стоит отметить, что несмотря на громкие заголовки в ряде СМИ, с вступлением в силу новых правил пассажиры российских перевозчиков смогут рассчитывать не на мизерные выплаты за задержку рейсов, а на более-менее разумные компенсации за фактически понесенные расходы... При этом, как подчеркивают эксперты, ждать максимально допустимых выплат в размере более 400 тыс. рублей, предусмотренных конвенцией, также не стоит. Помимо этого, рассчитывать на какие-либо «бонусы» за задержки вряд ли смогут туристы, отправляющиеся в путешествия на чартерах.  Напомним, присоединение к конвенции президент России Владимир Путин утвердил еще 4 апреля прошлого года. Далее законопроекты были одобрены правительственной комиссией. Как пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, согласно Монреальской конвенции максимальная сума компенсации привязана к искусственному платежному средству – специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют: доллара, евро, иены и фунта стерлингов и меняется ежедневно. В итоге теоретически в случае задержки рейса пассажир может получить до 4694 СПЗ (на сегодня это около 400 тыс. руб. по курсу).  Однако эксперт подчеркивает, что туристам необходимо учитывать важные нюансы. «Во-первых, конвенция распространяется только на международные перевозки в страны, ратифицировавшие конвенцию - на внутрироссийские направления действие конвенции не распространяется. Во-вторых, в конвенции речь идет не о компенсациях за задержку или штраф (как в Воздушном кодексе РФ), а о возмещении причиненного вреда вследствие задержки рейса. «То есть, пассажирам придется документально обосновывать свои убытки. Вред или ущерб в результате задержки рейса должен быть доказан – например, если пассажир опоздал на стыковку с рейсом другого перевозчика, или не попал на оплаченное мероприятие, или из-за задержки сократилось время оплаченного размещения в отеле, или у него случился сердечный приступ и пришлось вызывать скорую. Иными словами, это прямой путь в суд. В-третьих, конвенция устанавливает максимальный порог возмещения, а не порядок расчета суммы. То есть никакого фиксированного штрафа, даже минимального, в зависимости от почасовой задержки рейса, в конвенции нет», - отметил г-н Мохов.  «А в завершение самое главное - ст. 19 конвенции гласит: «перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими, и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры». Эта формулировка оставляет авиакомпаниям широкие возможности оправдать причину задержки рейса», - добавил собеседник.  В итоге, по словам юриста, все эти нюансы делают Монреальскую конвенцию практически бесполезной для пассажиров чартерных рейсов, где задержка рейсов в два-три часа – обычное дело. При этом реальных убытков у туристов зачастую нет, либо они минимальны. «У пассажира есть право предъявить требования авиакомпании о возмещении вреда, если он действительно причинен, и без всякой конвенции, опираясь на Гражданский кодекс. По Гражданскому кодексу верхнего предела возмещения вообще нет, но вред так же необходимо доказать», - уточнил Георгий Мохов.  В завершение эксперт отметил, что внесенные в Воздушный кодекс поправки в первую очередь призваны унифицировать российское законодательство. «Поправки вступили в силу 27 мая 2018 года, но статья 120 ВК о задержке вылета рейсов в них не вошла, ее формулировка осталась прежней. В то же время в Минтрансе РФ создана специальная рабочая группа, занимающаяся модернизацией воздушного законодательства в целях защиты прав пассажиров. В частности, рассматривается и новая редакция 120 статьи, возможно скоро мы узнаем результаты этой работы», - пояснил Георгий Мохов.  Тем не менее, плюсы от Монреальской конвенции, по мнению гендиректора сервиса для взыскания компенсаций «Compensair» РоманаГильманова, для российских туристов все-таки есть. «Раньше компания Compensair только в теории могла получать компенсации по рейсам российских авиакомпаний с вылетами из Европы, попадающих под действие Монреальской конвенции. Например, мы шли против российского перевозчика в суд в Европе, выигрывали этот суд, но исполнить это решение в нашей стране мы не могли, поскольку в России действие этого регламента не признавалось. Соответственно, в текущих реалиях ситуация может поменяться, и мы сможем начать достаточно активно работать по международным направлениям с российскими авиакомпаниями. То есть в целом это можно назвать очень хорошим шагом к тому, чтобы в России на внутренних рейсах также появилась практика выплат и компенсаций. Я очень надеюсь, что это может произойти в течение ближайших двух лет», - отмечает г-н Гильманов.  Если говорить о чартерах, то тут, по словам эксперта, всё зависит от того, какая авиакомпания выполняет рейс. «Европейские чартеры ничем не отличаются от регулярных рейсов. Соответственно, правила для них аналогичные», - поясняет собеседник. А вот с российскими чартерами возникает ситуация некого противоречия. «С одной стороны, компенсация предполагается, с другой стороны, российские чартерные билеты зачастую предусматривают, что в течение суток может быть изменено как время вылета, так и аэропорт. И оповестить пассажира об этом перевозчик имеет право буквально перед вылетом. Соответственно, в этом плане у чартерных авиакомпаний развязаны руки: они могут двигать рейс в течение дня. С другой стороны, Монреальская конвенция предусматривает получение компенсаций за фактически понесенные расходы. Я думаю, здесь только судебная практика покажет нам, как это будет работать», - заключил эксперт. 


Источник: www.tourprom.ru



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Еще материалы по теме