Туроператоры были готовы минимизировать кризис в ситуации с «ВИМ-авиа», однако на решающее ведомственное совещание вечером понедельника турбизнес не был допущен. Туроператоры в целом были готов частично взять на себя в том числе оплату аэропортового обслуживания и даже оплату керосина для самолетов ВИМ-авиа на отдельных направлениях, однако чиновникам это оказалось не нужным. При этом эксперты туррынка с одной стороны подчеркивают, что лишь одними силами бизнес-сообщества коллапс не решить, т... к. таких финансовых средств у рынка просто нет, а с другой – есть ощутимые опасения, что турбизнес снова сделают крайним.
Вопрос, что будет с чартерными программами должен был решаться на третьем, вечернем совещании в Росавиации в понедельник. И ночью с понедельника на вторник стало очевидно, как он решился: чартерные перевозки аннулированы, т.к. это было условием предоставления перевозчику кредита в 1.5 млрд рублей от банка «Зенит», принадлежащего «Татнефти». В итоге, авиаперевозчика «спасают» традиционно за счет туррынка, который эти чартерные программы честно оплатил.
Главная же подробность в том, что заинтересованных туроператоров, в чьих турпакетах присутствовала перевозка бортами «ВИМ-авиа», просто не допустили к этому совещанию. Причем туррынок, по информации АТОР, заранее выработал конкретные предложения, которые бы могли помочь сгладить остроту ситуации хотя бы для туристов. В частности, ряд туроператорских компаний еще вчера был готов взять на себя оплату аэропортового обслуживания и заправки топливом самолетов «ВИМ-авиа» на отдельных направлениях – например Москва-Анталья. Кстати, аэропорт Анталии также отказался от обслуживания «ВИМ-авиа» до момента оплаты всех долгов.
«Туроператоры вчера вечером были поставлены перед фактом, не имея возможности высказать свои предложения. Туристов же, в итоге, сделали крайними в кризисной ситуации», - отметила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации. В итоге туррынок традиционно решает проблемы, которую создала авиакомпания, не заплатившая контрагентам.
Решением ситуации туррынок продолжает заниматься до сих пор. «Что касается вывоза туристов – это большая проблема. Либо Росавиация и Минтранс повлияют как-то на перевозчиков и найдут резервные борта или того, кто примет на себя эти обязательства по перевозке, либо это будут делать туроператоры, у которых перевозка включена в состав комплексного туристического продукта. Но мы должны понимать, что авиабилет – это прямой договор перевозки между пассажиром и авиаперевозчиком. И именно авиаперевозчик в любом случае несет ответственность за предоставление услуг по этому авиабилету. Поэтому здесь ответственность наступает в первую очередь у самого авиаперевозчика, а уже во вторую очередь у туроператора, если авиаперевозчик не выполняет эти обязательства», - прокомментировал ситуацию Георгий Мохов, член правления РСТ. В итоге на сегодняшний день ситуация находится в подвешенном состоянии и окончательного решения по тем туристам, которые находятся за рубежом, пока нет. «Каждый туроператор в меру своих возможностей ищет куда пересадить, занимается вопросами размещения, трансферов и тд.», - отметил Георгий Мохов.
Напомним, Ассоциация Туроператоров России направила вице-премьеру правительства Виталию Мутко обращение с просьбой вмешаться в ситуацию с остановкой чартерных рейсов «ВИМ-Авиа» - по оценкам Ассоциации, из-за остановки чартеров пострадает не менее 100 тыс. российских туристов. «По предварительной оценке, авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 тысяч пассажиров – в том числе порядка 100 тысяч российских туристов, которые запланировали отдых в России и за рубежом», - говорится в обращении АТОР. При этом, соответственно, все чартерные программы «ВИМ-авиа» до конца сезона в полном объеме были оплачены туроператорами. «И у рынка нет физической возможности выделить же средства на повторную оплату рейсов - это, по предварительным оценкам – не менее 10 млн. долларов», - говорится в письме. По предварительным данным, всего от остановки чартеров «ВИМ-Авиа» пострадали девять российских туроператоров, в том числе четыре крупных.
Источник: www.tourprom.ru