Индия – одна из немногих стран, откуда въезд в Россию последние десять лет стабильно растет на 15-20%. Именно за этот период направление совершило настоящий рывок, взлетев с двадцатого места в рейтинге ведущих въездных рынков на десятое.
В составленном Российским экспортным центром рэнкинге Индия также заняла 11 место по перспективности для российского въездного туризма – благодаря как раз высокой динамике прибытий и тратам индийцев на поездки. Прирастает индийский рынок и по объемам экспорта в Россию по статье «Поездки» ($23,5 млн, 9 место).
Туроператоры говорят, что удивляться здесь нечему: Индия быстро развивается, ее средний класс богатеет, путешествия становятся неотъемлемой частью жизни. К тому же индийцы очень любознательны и, несмотря на приверженность своей культуре и традициям, активно едут даже в самые отдаленные страны.
Тем не менее, несмотря на такую динамику, в абсолютных цифрах турпоток из Индии крайне мал. Учитывая масштабы страны и выезда по другим направлениям, поездки в Россию иначе как ручейком не назовешь. Население Индии достигло 1,25 млрд человек, из них 350 млн – средний класс. В 2017 году за рубеж отправилось 26 млн индийцев, в четыре раза больше, чем за десять лет до этого.
Индийскому выездному потоку пока далеко до китайского. При почти равном с Индией населении (1,4 млрд) из Китая в 2017 году было совершено 131 млн зарубежных поездок. Однако Индия быстро набирает скорость, ведь сейчас это одна из самых молодых стран – средний возраст населения 29 лет. Путешествия индийцев в Сингапур, США, Китай, Францию, Гонконг, Маврикий, Таиланд и Великобританию увеличились за последние четыре года на 25-50%, а в Австралию, Канаду, Малайзию, Мальдивы, Нидерланды, Оман, Россию и Турцию – вдвое.
Некоторые страны, в частности, Таиланд, Австралия, Шри-Ланка заявили недавно об упрощении или отмене визового режима для туристов из Индии.
Российскую визу индийские туристы получают легко, она оформляется всего за час. Тем не менее, по словам директора по въездному туризму компании «Таларии» Светланы Гаевич, новость о введении электронной визы в Санкт-Петербурге с октября этого года, а с 2021 года и в Москве, индийцев очень обрадовала. «Поток из Индии и так быстро растет, но электронная виза даст новый толчок, расширится география поездок по нашей стране. Сейчас индийцы выбирают, прежде всего, классику – Санкт-Петербург и Москву. И, конечно, Сочи, который они уже знают гораздо лучше европейских туристов», – пояснила RATA-news г-жа Гаевич.
То, что туристов из Индии в России меньше, чем могло бы быть, собеседница объясняет спецификой рынка. «Под индийский рынок надо подстроиться, как, например, под арабский или китайский. У него есть ярко выраженный набор требований, которым надо соответствовать, – сказала она. – В остальном это очень благодарная публика. Любознательная, к тому же любит тратить деньги, особенно когда ей дают скидки и бонусы. Да и торговаться они умеют очень хорошо».
Правда, говорят операторы, склонность «торговаться» делает индийцев не самыми удобными партнерами. «Работать с индийскими турфирмами сложно, они очень настойчиво хотят получить все по самым минимальным ценам. Мы пока воздерживаемся от развития этого направления», – сказал управляющий директор компании «Тари Тур» Игорь Кузьмин.
Директор по въезду компании «Академсервис» Дмитрий Козлов также считает Индию трудным рынком. «Они сами бронируют отели, дорогу, а у нас хотят заказывать лишь единичные услуги. Поэтому мы перестали заниматься Индией. Плюс к этому постоянные проблемы с питанием», – уточнил он.
Действительно, по словам туроператоров, процентов на 70 комфорт гостей из Индии зависит от питания – оно должно быть чисто индийским. В Москве таких точек питания по-прежнему немного, но, как полагает г-жа Гаевич, сдвиг есть: «За последнее время появилось много хороших кафе и ресторанов, открытых индийцами, которые правильно понимают традиции питания, обслуживания и ассортимент». Заметно выросло число отелей и автобусных компаний, ориентирующихся на индийский рынок.
В России ширится программа India Friendly, призванная создать комфортную среду для туристов из Индии. Сейчас в ней участвует несколько десятков отелей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи. Среди требований – обязательное наличие вегетарианских блюд на завтрак, бесплатной питьевой воды, а также чайника в номере и адаптера для розетки, англоязычного персонала и информационных вывесок на английском языке.
По словам г-жи Гаевич, большая часть путешественников из Индии, организованных и самостоятельных, старается приобретать пакетные туры или частичное обслуживание через туроператоров. На теневой поток, который идет через гидов, а также рестораны, выступающие в качестве DMC, в отличие от китайского рынка, приходится не более 5-6%. Дмитрий Козлов полагает, что этот показатель гораздо выше, что и является одной из серьезных проблем индийского рынка.
Во многие страны, где распространен английский язык, индийцы предпочитают ездить не в группе, в самостоятельно, что, кстати, считается главным отличием этого растущего рынка от китайского. В России, где пока с английским туговато, преобладает организованный туризм. Но, как сказала RATA-news директор Bridge to Moscow Екатерина Пигусова, индивидуалы тоже есть. «Правда, у нас это, как правило, индусы, живущие в других странах, чаще всего в Европе или США. У них, конечно, меньше специфических требований, чем у туристов непосредственно из Индии, но они все равно есть и касаются еды, «правильного» отеля и стремления получить максимум услуг за минимальную цену», – уточнила она. Поток небольшой, но он есть, а специально на индийский рынок компания выходить пока не планирует.
/RATA-news/
Источник: www.votpusk.ru