В разных районах Индии праздник отмечают по-разному: так, например, торговцы всегда наводят порядок в своих счетах, переписывают счетоводные книги и прибираются в лавках. А по вечерам в торговых районах зажигаются тысячи маленьких лампочек. Обычно во всех районах и городах Индии праздник посвящают супруге бога Вишну - богине богатства и плодородия Лакшми. Принято тщательно убирать дома и зажигать множество лампочек и светильников, так как богиня не любит темноты, а во время молитвы подносить ей чаши с молоком, куда опущены монеты.
На Юге Индии принято смазывать себя кокосовым маслом, поскольку эта церемония считается равной омовению в реке Ганге. Считается, что таким образом индусы очищаются от злых духов и темных сил. А на Востоке Индии празднование посвящается черной богине Кали, которая олицетворяет культ силы. Ей десять дней возносятся молитвы, а потом ее изображения топят в реке.
Обычно Дивали празднуют на протяжении пяти дней: первый день Дхантерас (Dhanteras) связывают с явлением бога-целителя Дханвантари, поэтому в этот день принято молиться о здоровье и процветании; второй день Нарака Чатурдаши (Naraka Chaturdashi) посвящен убийству сеявшего хаос демона Наракасуры Кришной и Сатьябхамой; третий день Лакшми Пуджа (Lakshmi Puja) посвящен явлению Лакшми во время пахтанья молочного океана. В честь него и бога Ганеши в эту ночь зажигают тысячи фонарей.
Четвертый день называется Говардхана-пуджа (Govardhan Puja) и посвящен отношениям между мужем и женой: в этот день жены кладут красную ткань тилак на лоб мужа и молятся над ним за его здоровье, богатство и успех. Паломники отправляются в храмы, а некоторые устремляются к горе Говардхан, чтобы совершить священное поклонение. В храмах Вриндавана, Матхуры и Говардхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество блюд, преподносят их божествам, а затем бесплатно раздают паломникам. Количество блюд доходит до трех тысяч, поскольку некоторые храмы соревнуются между собой, какой из них приготовит и раздаст больше. Также в этот день во многих храмах и домах строят «копию» холма Говардхан. В качестве строительного материала используют съедобные вещи – как правило, рис и сладости.Рис покрывают тканью, а поверх нее выкладывают разнообразные лакомства. В некоторых городах Индии обязательный элемент праздника – «расхищение» холма: основные церемонии закончены, местные жители, вооружившись большими сумками, набивают их рисом с холма и незаметно передают их женам, стоящим «на страже» у ворот. В атмосфере всеобщего веселья праздник продолжается до глубокой ночи.
Последний и пятый день праздника носит название Бхаубидж (Bhai Dooj) и посвящен отношениям братьев и сестер. В этот день принято ходить друг к другу в гости и дарить дорогие подарки. . По легенде, в этот день река Ямуна оказывает почтение луне, как своему брату. В этот день братья приходят к своим сестрам в гости и дарят им подарки, традиционно – одежду и сладости, а сестры угощают братьев праздничным обедом или ужином и при помощи особой церемонии передают им свои благословения, свои женские шакти - силы.
Хотя Дивали празднуют по-разному, а за фестивалем стоит множество легенд, смысл праздника в победе света и знания над тьмой и невежеством. Праздник принято отмечать не только в Индии, но и в других странах Юго-Восточной Азии - Сингапуре, Малайзии, Мьянме, Шри-Ланке и во многих других. Туристы могут попробовать индийские традиционные блюда, увидеть фестиваль огней и посетить уличные выступления фольклорных индийских песен и танцев.
В этом году празднование выпало на период с 17 по 21 октября. Дни Говардхан-пуджа и Бхаубидж отметят 20 и 21 октября.
/Маэстро - Новости/
Источник: www.votpusk.ru